
F9 – СЛОЖНАЯ ХИМИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ
ПОСТАВКА ХЛАДАГЕНТОВ ПО ВСЕЙ РОССИИ
С 2019 года страны-участники Монреальского протокола начали активно реализовывать Кигалийскую поправку, направленную на поэтапное сокращение потребления гидрофторуглеродов (ГФУ-фреоны-хладоны) — химических соединений и их смесей, широко используемых в холодильных и климатических системах. Эти вещества, значительно способствующие глобальному потеплению, становятся предметом жесткого контроля и ограничения. В результате, в ближайшие годы мы можем столкнуться с серьезным дефицитом хладагентов, что повлияет на целый ряд отраслей и потребителей.
Монреальский протокол является одним из немногих полноценно действующих международных документов, эффективность которого никем не ставится под сомнение. Кигалийская поправка была принята в октябре 2016 года в столице Руанды и стала важным этапом в борьбе с изменением климата. Она направлена на сокращение производства и потребления ГФУ на 80-85% к 2036 году. Страны участники обязаны придерживаться ратифицированных национальных квот на использование этих веществ, что существенно меняет рынок хладагентов.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. № 206 “О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой” определен, в том числе предельный допустимый объем потребления указанных веществ в России по годам:
| Годы | Эквивалент CO2 (в тоннах) |
| в 2022 — 2024 | 46 292 794 |
| в 2025 — 2028 | 31 674 017 |
| в 2029 — 2033 | 14 618 777 |
| в 2034 — 2035 | 9 745 851 |
| с 2036 года | 7 309 389 |
Как видно из таблицы с 2025 года в России вводится первое существенное сокращение потребления ГФУ, составляющее 35% от базового уровня. В дальнейшем планируется к 2029 году сокращение на 70%, к 2034 году на 80%, а к 2036 году на 85%.
23 декабря 2024г. Правительством Российской Федерации было опубликовано Распоряжение № 3950-р (далее – Распоряжение), в котором определены индивидуальные квоты на импорт ГФУ в 2025 году, а также объемы их производства. Согласно данным Распоряжения квоты на ввоз хладагентов и их смесей в 2025 году получили 234 компании, с установленным суммарным объемом квот на импорт 30 605 267 тонн эквивалента СО2, в то время как, оценочно ежегодное потребление в России составляет около 40 000 000 тонн эквивалента СО2.
Сокращение национальной квоты потребления, вероятнее всего, приведет к резкому увеличению цен на оставшиеся в продаже ГФУ и их смеси. Это отразится на конечном потребителе — как в частном секторе, так и в промышленных масштабах.
В условиях ограниченного производства и импорта можно ожидать дефицит определенных типов хладагентов, так как эффективность сохранения старых систем может привести к росту спроса на них, не совпадающему с доступным предложением. Для минимизации такого дефицита на рынке, необходимо, чтобы все компании, получившие квоты, осуществили импорт заявленного объема фреонов в полном объеме.
На этом этапе требуется активная поддержка от Правительства, чтобы обеспечить плавный переход к новым стандартам и продуктам, не подпадающим под регламент Монреальского протокола. Крайне важно обеспечить максимальную эффективность распределения индивидуальных квот, путем оптимизации нормативной базы. Необходимо разрабатывать программы по утилизации старых систем и создавать программы стимулирования перехода на новые системы охлаждения, работающие на безопасных и эффективных хладагентах, таких как Гидрофторолефины (ГФО).
Сокращение квот на потребление ГФУ в рамках Кигалийской поправки представляет собой серьезный вызов для многих отраслей. Проблема дефицита хладагентов требует совместных усилий от стран, бизнесов и общества, для эффективного и безопасного перехода на альтернативные технологии. Мы стоим на пороге значительных изменений в области холодильной техники и климатических систем, и нам предстоит найти баланс между потребностями современного общества и охраной окружающей среды
